АЛЕКСАНДР ПОЛИГИСТОР


АЛЕКСАНДР ПОЛИГИСТОР
    АЛЕКСАНДР ПОЛИГИСТОР (Ἀλέξανδρος ὁ Πολυΰστωρ) (род. 105 до н. э., Милет), римский историк, географ и эрудит, близкий к пифагорейской традиции. Иудей по происхождению, в Рим А. попал как военнопленный в 82 до н. э. после Митридатовой войны, но впоследствии обрел свободу и римское гражданство. Был преподавателем и весьма плодовитым писателем, за что получил прозвище «Полигистор», однако его наследие сохранилось очень фрагментарно (Мюллер выделяет 152 фрагмента). Античные авторы (Плиний Старший, Вергилий, Валерий Максим, Иосиф Флавий, Климент Александрийский, Евсевий Кесарийский и др.) приводят выдержки из его исторических, экзегетических и географических произведений, в основном касающихся Ассирии, островов Средиземного моря, Иудеи и Мал. Азии.
    Известно, что А. испытывал особый интерес к пифагореизму и написал трактат «О пифагорейских символах» (Περὶ Πυθαγορικῶν συμβόλων, цитаты см., напр., у Климента Александрийского, Strom. 115, 70, 1), а также своего рода историю философии в жанре «преемств» (цитируется Диогеном Лаэртием, в частности, при изложении жизни и учения Сократа, Платона, Карнеада, Хрисиппа, Пиррона, Пифагора). В комментарии Калкидия к «Тимею» сохранился небольшой пифагорейский фрагмент, посвященный астрономии (In Tim. 72 = 140а FHistGr III). Работы А. послужили источником для многих последующих авторов, в частности, для Публия Нигидия Фигула, основателя, согласно Цицерону, неопифагореизма.
    Диоген Лаэртий (D. L. VIII 24-33), опираясь на не дошедший до нас трактат А. «Преемства [философов]», пересказывает некий неопифагорейский источник, который получил в литературе название Anonymus Alexandri. Здесь излагается доктрина порождения чувственного мира из геометрических объектов, а последних - из математических. Началом всего является монада (единица), понимаемая как причина, которой подлежит неопределенная двоица, понимаемая как вещество. Из двоицы происходят остальные числа, из чисел - точки, из точек - линии, из линий - плоские фигуры, из которых - чувственно воспринимаемые тела, составленные из четырех первоэлементов. Нечто подобное говорит и Секст Эмпирик во 2-й книге «Против физиков» (Adv. math. X 248-84; ср. VII 94-109), существенно развивая терминологию и уточняя, как именно числа порождаются из монады, взятой в аспектах тождественного и иного.
    Эти два источника не могли быть написаны позже 80-х годов до н. э., и в них нет никаких свидетельств влияния Евдора Александрийского (1-я пол. 1 в. до н. э.), так что не исключено, что их доктрина представляет собой развитие воззрений платоников Спевсиппа и Ксенократа и напоминает ту, которая критикуется Аристотелем в «Метафизике» XIII, 7 (подробнее см.: Dillon J. The Heirs of Plato. Oxf., 2003, p. 40сл., 90сл.). О порождении чувственного мира из умопостигаемых объектов говорится и в некоем пифагорейском источнике, пересказываемом Фотием (Phot. Cod. 249). Правда, здесь, так же как в пифагорейских псевдоэпиграфах - вроде Псевдо-Архита у Стобея (Stob. I 41, 2 = р. 19 Thesleff) или Псевдо-Бронтина в комментарии на «Метафизику» Сириана (In Met. 166 Kroll [СAG VI, 1]) - монада возводится в ранг высшего принципа, из которого затем порождаются геометрические объекты. Однако эти объекты отличаются как от чисел, так и от геометрических трехмерных объектов, которые называются телами. Кроме того, в число порожденных начал не включается душа и не отождествляется ни с геометрическими, ни с арифметическими числами. В этих текстах впервые предпринимается попытка преодолеть исходный пифагорейский дуализм, что, вероятно, послужило образцом для Евдора Александрийского.
    Фрагм.: FHistGr III, p. 210-244; FHistGr III A, p. 210-244; FGrH III A, n° 273, p. 96-126; 248-313; Thesleff Η. An Introduction to the Pythagorean Writings of the Hellenistic Period. Abo, 1961, p. 26f, 109, 113 (о датировке Anonymus Alexandri 4-3 вв. до н. э.); Idem. The Pythagorean Texts of the Hellenistic Period. Abo, 1951, p. 234-243 (изд. текстов).
    Лит.: Dillon J. The Middle Platonists. L., 19962, p. 117, 342-344 (рус. пер. СПб., 2002, с. 121-122, 327-329); The Cambridge History of Later Greek and Early Medieval Philosophy Ed. A. H. Armstrong. Camb., 1967, p. 87-89.
    E. В. АФОНАСИН

Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция. . 2008.

Смотреть что такое "АЛЕКСАНДР ПОЛИГИСТОР" в других словарях:

  • АЛЕКСАНДР ПОЛИГИСТОР —     АЛЕКСАНДР ПОЛИГИСТОР ( Αλέξανδρος ό Πολυιστωρ) (род. 105 до н.э., Милет) римский историк и Эрудит, близкий к пифагорейской традиции. Иудей по происхождению, в Рим попал как военнопленный в 82, но впоследствии обрел свободу и римское… …   Философская энциклопедия

  • Александр Полигистор — Ἀλέξανδρος ὁ Πολυΐστωρ Направление: перипатетики Луций Корнелий Александр Полигистор (Полиистор, др. греч. Ἀλέξανδρος; 100 г. до н. э.  40 г. до н. э.)  греческий …   Википедия

  • Полигистор — (Александр Πολυίστωρ) писатель, уроженец Милета, родился около 105 г. до Р. Хр. Привезенный военнопленным в Рим, он был куплен Корнелием Лентулом и состоял учителем его детей. Во время диктатуры Суллы он получил свободу и права римского… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • АЛЕКСАНДР ПОЛИИСТОР — [Полигистор; греч. ̓Αλέξανδρος ὁ Πολυΐστωρ] (между 112 и 102 до Р. Х., Милет ок. 40 до Р. Х., Лаврент), греч. писатель, историк. Род. в М. Азии, изучал грамматику в Пергаме. Во время Митридатовых войн попал в плен и был привезен в Рим. В 82 г. до …   Православная энциклопедия

  • Александр — – имя нескольких второстепенных философов: 1) А. Афродизийский, один из известных толкователей Аристотеля, жил около 200 года по Р. Хр.; 2) А. Корнелий Полигистор, получивший такое название за свою необыкновенную ученость, греческий писатель …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • АЛЕКСАНДР —    • Alexander,          Άλέξανδρος,        1. см. Paris; Парис;        2. племянник тирана Полифрона Ферэйского (в Фессалии), убил его и сам сделался тираном в 369 г. до Р. X. Plut. Pel. 29. Его жестокость к подданным и вероломство в отношениях… …   Реальный словарь классических древностей

  • АЛЕКСАНДР —    • Alexander,          Άλέξανδρος,        1. см. Paris; Парис;        2. племянник тирана Полифрона Ферэйского (в Фессалии), убил его и сам сделался тираном в 369 г. до Р. X. Plut. Pel. 29. Его жестокость к подданным и вероломство в отношениях… …   Реальный словарь классических древностей

  • Александр древние писатели — имя нескольких древних писателей: 1) А. Этолийский, род. около 315 г. до Р. Х., работал в александрийской библиотеке над собранием трагедий и сатирических драм; около 275 г. при дворе Антигона Гоната Македонского был причислен к так называемой… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Александр — имя нескольких древних писателей — 1) А. Этолийский, род. около 315 г. до Р. Хр., работал в александрийской библиотеке над собранием трагедий и сатирических драм; около 275 г. при дворе Антигона Гоната Македонского был причислен к так назыв. плеяде, как драматический поэт. Он… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ПИФАГОРЕИЗМ — совокупность др. греч. филос. и научных концепций, восходящих к Пифагору (6 в. до н.э.) и основанному им замкнутому элитарному духовному обществу в «Великой Греции» (греч. города гос ва на юге Аппенинского полуострова и на востоке Сицилии). Почти …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.